Инвалида признают «водителем коляски»? Неопределенности в ПДД

Инвалида признают «водителем коляски»? Неопределенности в ПДД

Фраза о том, что «правила дорожного движения написаны кровью», давно стала расхожей. Любой автомобилист подтвердит, что соблюдение ПДД действительно делает дорогу безопаснее. Понятно, что к правилам дорожного движения должны серьезно относиться не только те, кто за рулем, но и пешеходы.

Однако как быть с теми, кто занимает, так сказать, «промежуточный статус»?

«Я являюсь инвалидом, перемещаюсь в инвалидной коляске с электроприводом. У меня такой вопрос: является ли моя коляска транспортным средством?» – спрашивает Юрий К., который недавно обратился к специалистам ульяновского ГосЮрБюро и регионального отделения Ассоциации юристов России за бесплатной юрпомощью.

Он также интересуется, по какой стороне автодороги ему следует передвигаться, если нет тротуара или пешеходной дорожки, – как пешеход навстречу автотранспорту или как транспортное средство – по ходу автомобильного транспорта?

Эксперты указывают на то, что инвалидная коляска (в том числе – с электроприводом) НЕ является транспортном средством: она предназначена для передвижения  людей с ограниченными возможностями в пешеходных зонах. В то время как транспортное средство определяется в ПДД так: это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Иными словами, ключевое слово здесь «по дорогам».

Однако здесь не всё так просто.

Вообще, в Правилах дорожного движения инвалидные коляски упомянуты всего три раза. Первое упоминание связано с велосипедами, цитируем:

«Велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве».

Второе упоминание уточняет, кого можно считать пешеходами: «К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».

Наконец, в третий раз инвалидные коляски «всплывают» в ПДД как раз при регулировании того, как пешеходам нужно перемещаться по проезжей части. Снова цитируем: «Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов».

При этом законодатели делают такое подразделение: просто пешеходы должны идти по краю проезжей части навстречу движения автомобилей, а остальные – например, те, кто ведет мопед или велосипед по краю проезжей части, а также «лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя», обязаны следовать по ходу движения авто.

Обратим внимание, что законодатели настойчиво указывают, что правила касаются именно колясок без двигателей. Инвалидные коляски с электродвигателями в ПДД вообще не упомянуты. Отсюда вполне резонны вопросы и сомнения Юрия.

Именно из-за этой неопределенности в основном документе, который регулирует правила поведения на дороге, возникают разногласия и среди экспертов. Так, в некоторых региональных СМИ – к примеру, в Костромской области – сообщается, что инспекторы ГИБДД приравнивают коляску с электроприводом к транспортным средствам.

Некоторые юристы пишут о том, что инвалидную коляску с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт до 4 кВт (и конструктивной скоростью которого до 50 км/ч) возможно приравнять к понятию «Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство». То есть предлагается рассматривать его в качестве тихоходного транспортного средства – с установкой специального знака «9.10». В этом случае на коляску с электроприводом будут распространяться требования ПДД – без необходимости регистрации этого транспортного средства в ГИБДД и без получения прав.

Таким образом, в настоящее время статус инвалидной коляски с электродвигателем можно признать «неопределенным» – с юридической точки зрения. Однако это не мешает ответить на практический вопрос нашего собеседника: согласно ПДД, инвалидная коляска, которая передвигается по проезжей части, – вне зависимости от наличия или отсутствия электропривода – должна следовать по ходу движениятранспортного потока.

Источник: http://бесплатнаяюрпомощь.рф

orto73

Пока лишь 1 комментарий

Александр Опубликовано22:08 - 07.02.2020

С боковым интервалом все очень интересно. Более точно было бы его назвать «боковой интервал Шредингера» — если проехал не столкнувшись, значит он был соблюден, если столкнулся — значит не соблюден. Узнать можно только по факту наблюдения. 🙂 Я ценю Ваш юмор. В рамках Вашей логики все ДТП с мотоциклистом «в междурядье» по факту наблюдения автоматически доказывают вину мотоциклиста из-за несоблюдения безопасного бокового интервала (столкновение-то произошло). А если серьезно — то даже если ДТП не было, то не значит, что безопасный интервал соблюден. Соблюден безаварийный интервал, который позволил избежать ДТП при опасной манере езды. Мне хотелось бы, чтобы все мотоциклисты поняли одну простую вещь: с той степенью защиты, которая у них есть, им противопоказано нарушать ПДД. А еще лучше вести себя как пешеходы: даже если водитель авто неправ, нужно уметь избегать опасности. Ибо живым быть лучше, чем правым, но калекой или мертвым. Если на авто не следовать правилу ДДД, то можно не вылезать из ремонтов.